Решение Верховного суда Республики Карелия от 05.06.2014 N 3-8/2014 <Об отказе в удовлетворении требования об оспаривании отдельных положений постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 13 декабря 2013 г. N 334 "О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель общества с ограниченной ответственностью "Сегежа-Энерго" и постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 24 декабря 2013 г. N 378 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду общества с ограниченной ответственностью "Техпром" ">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 июня 2014 г. № 3-8/2014

Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Галашевой И.Н.
с участием прокурора Крылова Д.И.
при секретаре Филимоновой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сегежа-Энерго" (далее ООО "Сегежа-Энерго") об оспаривании отдельных положений постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 13 декабря 2013 г. № 334 "О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель общества с ограниченной ответственностью "Сегежа-Энерго" и постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 24 декабря 2013 г. № 378 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду общества с ограниченной ответственностью "Техпром" (территория оказания услуг - Сегежское городское поселение)",

установил:

13 декабря 2013 г. Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет) принято постановление № 334 "О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель общества с ограниченной ответственностью "Сегежа-Энерго", которым установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Сегежа-Энерго", и тарифы на теплоноситель ООО "Сегежа-Энерго" согласно приложениям № 1 и № 2.
24 декабря 2013 г. Госкомитетом принято постановление № 378 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду общества с ограниченной ответственностью "Техпром" (территория оказания услуг - Сегежское городское поселение)", которым установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Техпром", и тарифы на горячую воду ООО "Техпром" в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) согласно приложениям № 1 и № 2.
Тарифы, установленные указанными постановлениями, действуют с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.
Вышеуказанные постановления официально опубликованы в печатном издании "Карелия" № 99 (2449) от 19 декабря 2013 года и № 101 (2451) от 26 декабря 2013 года.
ООО "Сегежа-Энерго" обратилось в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений вышеуказанных постановлений, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22 октября 2012 года.
В обоснование заявления заявитель указал, что Госкомитет для ООО "Сегежа-Энерго" установил не все тарифы, предусмотренные статьей 8 Федерального закона "О теплоснабжении", не установлены тарифы для расчета с конечными потребителями, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя с целью выполнения обязательств ООО "Сегежа-Энерго" по оплате услуг теплосетевой компании.
Кроме того, Госкомитет постановлением № 378 от 24 декабря 2013 г. незаконно установил для ООО "Техпром" тарифы, предназначенные для теплоснабжающих организаций, так как ООО "Техпром" не является теплоснабжающей организацией, а является теплосетевой организацией.
В связи с принятием оспариваемых постановлений ООО "Сегежа-Энерго" лишено возможности заключить договоры теплоснабжения с конечными потребителями тепловой энергии, осуществлять деятельность по начислению и сбору денежных средств за коммунальные услуги "отопление" и "горячее водоснабжение" и получению платы за потребленную тепловую энергию и горячую воду, поставляемую юридическим лицам и населению. Оспариваемыми постановлениями в части установления тарифов нарушены права и законные интересы ООО "Сегежа-Энерго" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании представители ООО "Сегежа-Энерго" заявление поддержали, просили признать оспариваемые положения вышеуказанных постановлений недействующими с момента их принятия.
Представители заинтересованных лиц Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам и Правительства Республики Карелия возражают против заявления, полагая, что оспариваемые нормативные акты приняты в пределах компетенции, федеральному законодательству не противоречат и прав и законных интересов заявителя на нарушают, просили в удовлетворении заявления отказать.
Представитель третьего лица ООО "Техпром" считает требования незаконными, просит отказать в удовлетворении заявления.
Представители третьих лиц Администрации Сегежского городского поселения и Федеральной службы по тарифам, привлеченных к участию в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Федеральная служба по тарифам просила отложить рассмотрение дела на более позднюю дату.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ).
Статьей 8 названного Закона предусмотрено восемь видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Установление данных видов тарифов является полномочием органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 5, подпункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ).
Уполномоченным органом по регулированию тарифов на тепловую энергию на территории Республики Карелия является Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам (постановление Правительства Республики Карелия от 1 ноября 2010 года № 232-П "Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам"), то есть, принимая оспариваемые постановления и устанавливая тарифы, Госкомитет действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования под органами регулирования понимаются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", настоящим нормативным актом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 6 Правил цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования. Разделом 4 Правил предусмотрен порядок открытия дел об установлении тарифов, в пункте 12 Правил указано, что открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется в том числе и по предложению регулируемой организации.
В рамках действующего законодательства Госкомитет утверждает тарифы в сфере теплоснабжения. Установление тарифов производится путем рассмотрения соответствующих дел, которые открываются при предоставлении субъектом регулирования обоснованных предложений с прилагаемыми обосновывающими материалами для установления тарифов в регламентные сроки.
В соответствии с пунктом 3 приказа Федеральной службы по тарифам от 7 июня 2013 г. № 163 регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов).
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявление об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду на 2014 год поступило в Госкомитет от ООО "Сегежа-Энерго" 29 апреля 2013 года.
Предложенный в пакете документов ООО "Сегежа-Энерго" расчет тарифов на тепловую энергию учитывал затраты на производство тепловой энергии, передачу тепловой энергии по муниципальным сетям и продажу тепловой энергии потребителям в Сегежском городском поселении.
На момент подачи документов ООО "Сегежа-Энерго" арендовало муниципальные тепловые сети согласно договорам аренды муниципального имущества, заключенными с администрацией Сегежского городского поселения, срок аренды истекал в декабре 2013 года.
Поскольку единственную заявку на участие в конкурсе на право заключения договоров аренды муниципальных тепловых сетей на 2014 год, проводимом администрацией Сегежского городского поселения, подало ООО "Техпром", то с ООО "Техпром" были заключены договоры аренды муниципального имущества от 2 декабря 2013 года № 335/13-3, от 2 декабря 2013 года № 336/13-3.
6 декабря 2013 года ООО "Сегежа-Энерго" обратилось в Госкомитет с обращением, в котором просило установить для ООО "Сегежа-Энерго" на 2014 год тариф на тепловую энергию, тариф на горячую воду и тариф на услуги по передаче тепловой энергии. При этом расчеты указанных тарифов с учетом того, что арендатором муниципальных сетей является ООО "Техпром", представлены не были.
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ передача тепловой энергии, теплоносителя - совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Учитывая, что на момент подачи обращения от 6 декабря 2013 года ООО "Сегежа-Энерго" не владело на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, а следовательно, не могло осуществлять деятельность по поддержанию тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, тариф на услуги по передаче тепловой энергии для ООО "Сегежа-Энерго" не мог быть установлен.
Таким образом, Госкомитет постановлением от 13 декабря 2013 года № 334 обоснованно установил для ООО "Сегежа-Энерго" только тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям (приложение № 1), и тарифы на теплоноситель (приложение № 2).
Доводы заявителя о том, что ООО "Сегежа-Энерго" лишено возможности продавать тепловую энергию в горячей воде иным организациям, в том числе ООО "Техпром", ввиду того, что для ООО "Сегежа-Энерго" тариф на передачу тепловой энергии, поставляемой потребителям, другим теплоснабжающим организациям, не установлен, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Как пояснил в судебном заседании представитель заявителя, ООО "Техпром" для заявителя в случае продажи теплового ресурса будет являться иной теплоснабжающей организацией, а не потребителем.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ потребителем является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Поскольку ООО "Техпром" оказывает коммунальные услуги по теплоснабжению, для ООО "Сегежа-Энерго" данная организация будет являться потребителем, в связи с чем ООО "Сегежа-Энерго" вправе использовать утвержденный тариф при расчетах, в том числе с ООО "Техпром".
Судом также установлено, что 6 декабря 2013 года в Госкомитет поступило заявление об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду от ООО "Техпром". Государственное регулирование тарифов в отношении ООО "Техпром" ранее не осуществлялось.
Предложенный в пакете документов ООО "Техпром" расчет тарифов на тепловую энергию учитывал затраты на покупку тепловой энергии, передачу тепловой энергии по муниципальным сетям и продажу тепловой энергии потребителям на территории Сегежского городского поселения. Заявлений об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии от ООО "Техпром" не поступало.
Продажу тепловой энергии конечным потребителям ООО "Техпром" подтвердило приложенными к заявлению копиями договоров теплоснабжения от 2 декабря 2013 года с ООО "Управляющая компания "Дом 1", ООО "Жилищно-эксплуатационная организация" и ООО "Управляющая компания "Дом".
Учитывая наличие договоров продажи тепловой энергии потребителям, тариф на услуги по передаче тепловой энергии для ООО "Техпром" не мог быть установлен.
Договоры между ООО "Сегежа-Энерго" и ООО "Техпром" на покупку (продажу) тепловой энергии или на оказание услуг по передаче тепловой энергии не заключены.
При таких обстоятельствах Госкомитет обоснованно постановлением от 24 декабря 2013 года № 378 установил тарифы на тепловую энергию и теплоноситель для ООО "Техпром" согласно приложениям № 1 и № 2.
Тарифы на тепловую энергию ООО "Техпром" определены Госкомитетом с учетом затрат на покупку тепловой энергии, передачу тепловой энергии по муниципальным сетям и продажу тепловой энергии потребителям, подключенным к муниципальным сетям.
Доводы заявителя о незаконности установления тарифа для ООО "Техпром" в связи с отсутствием договора поставки тепловой энергии, теплоносителя не свидетельствует о незаконности постановления от 24 декабря 2013 года № 378, так как в сложившейся ситуации при условии отказа ООО "Сегежа-Энерго" заключить с ООО "Техпром" соответствующий договор на поставку тепловой энергии Госкомитетом не могло быть принято решение об установлении для ООО "Техпром" тарифов без учета расходов на приобретение теплового ресурса. Получение ООО "Техпром" тепловой энергии от котельных ООО "Сегежа-Энерго" на бездоговорной основе не может являться основанием для признания незаконным оспариваемого постановления.
Доводы заявителя о том, что не было правовых оснований для установления тарифов в отношении ООО "Техпром", поскольку ООО "Техпром" не является теплоснабжающей организацией, а является теплосетевой организацией, суд находит несостоятельными.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ теплоснабжающая организация - это организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Как следует из пояснений участников процесса и из материалов дела, на территории Сегежского городского поселения органом местного самоуправления не утверждена схема теплоснабжения и не определена единая теплоснабжающая организация.
В данной ситуации фактически теплоснабжение и горячее водоснабжение на территории Сегежского городского поселения осуществляет ООО "Техпром" посредством эксплуатации муниципальных тепловых сетей на основании договоров аренды муниципального имущества от 2 декабря 2013 года; ООО "Техпром" имеет также соответствующие договоры с конечными потребителями, производит с ними расчеты за отпущенные коммунальные ресурсы.
В свою очередь ООО "Сегежа-Энерго" является по отношению к ООО "Техпром" теплоснабжающей организацией, отпускающей тепловую энергию ООО "Техпром" для реализации последним соответствующих коммунальных ресурсов потребителям.
При таких обстоятельствах ООО "Техпром" на территории Сегежского городского поселения является теплоснабжающей организацией, в связи с чем оспариваемое постановление Госкомитета от 24 декабря 2013 года № 378 соответствует пункту 11 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ, поскольку устанавливает тарифы для теплоснабжающих организаций.
Согласно пункту 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, заявитель также должен доказать, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены его права и свободы.
Вместе с тем, оспариваемым постановлением Госкомитета от 24 декабря 2013 года № 378 установлены соответствующие тарифы ООО "Техпром", а не ООО "Сегежа-Энерго", и в расчетах между ними не применяются, поэтому не нарушают права и свободы заявителя.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что региональные нормативные акты в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам федерального уровня, имеющим большую юридическую силу, приняты в пределах полномочий, предоставленных уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) федеральным законодательством, и не влекут нарушения или ущемления прав заявителя.
Процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам также была соблюдена, нарушений порядка утверждения тарифов, предусмотренного разделом 4 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", органом тарифного регулирования также не допущено.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что нормативный правовой акт не противоречит Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат Федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, заявление ООО "Сегежа-Энерго" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Сегежа-Энерго" об оспаривании отдельных положений постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 13 декабря 2013 г. № 334 "О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель общества с ограниченной ответственностью "Сегежа-Энерго" и постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 24 декабря 2013 г. № 378 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду общества с ограниченной ответственностью "Техпром" (территория оказания услуг - Сегежское городское поселение)" отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья
И.Н.ГАЛАШЕВА


------------------------------------------------------------------