По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Верховного суда Республики Карелия от 20.03.2014 N 3-3/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем, утв. постановлением Правительства РК от 13.09.2011 N 241-П >
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2014 г. № 3-3/2014
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кудиновой Т.В.
при секретаре Д.А.А.
с участием прокурора Волковой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.С.Н., Г.В.И. об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Т.С.Н. и Г.В.И. обратились в суд с требованиями о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с законами Российской Федерации "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 19 марта 2011 года № 241-П, в редакции от 31.07.2013 № 236-П. В обоснование заявленных требований заявители указали, что их семьи, в составе которых воспитываются дети-инвалиды, состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Петрозаводского городского округа, поставлены на учет до 01.01.2005.
Согласно пункту 3 раздела 1 оспариваемого порядка обеспечение инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется исключительно в денежной форме путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.
По мнению заявителей, такой порядок ущемляет права данной категории граждан, поскольку не предусматривает возможности предоставления им жилого помещения по договору социального найма. Считают, что в данной части оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Федеральному закону от 29.12.2004 № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований".
Кроме того, указывают, что подпункт 2 пункта 19 раздела 3 и пункт 31 раздела 4, оспариваемого порядка в той части, в которой не предусматривают возможности предоставления субсидии на каждого члена семьи, имеющей инвалида, противоречат Постановлению Правительства РФ от 27.06.1996 № 901, которым утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
По изложенным основаниям заявители просят положения пункта 3 раздела 1, абзаца 2 пункта 19 раздела 3, пункта 31 раздела 4 оспариваемого Порядка признать противоречащими федеральному законодательству.
Кроме того, просят обязать Правительство Республики Карелия внести изменения в оспариваемое Постановление:
- изложить пункт 3 раздела 1 Порядка в следующей редакции:
обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется по их выбору в следующих формах:
1) предоставления жилого помещения по договору социального найма в рамках строительства жилья;
2) путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.
- дополнить пункт 19 раздела 3 после слов: "исходя из нормы общей площади жилого помещения равной 18 квадратным метрам", словами: "на каждого члена семьи",
- пункт 31 раздела 4 после слов: "и 18 квадратных метров общей площади жилья" дополнить словами "на каждого члена семьи".
В судебное заседание заявители не явились, о дне рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие, просили удовлетворить их требования.
Представители заявителей, действующие на основании доверенностей, И.Е.П. и С.С.Ю. поддержали заявленные требования, по основаниям, изложенным в заявлении, кроме того, просили обязать Правительство РК внести в Порядок дополнительный пункт, изложив его в следующей редакции: "Определить Министерство строительства Республики Карелия главным распорядителем средств, выделяемых на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов по договорам социального найма в рамках строительства жилья; определить Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия главным распорядителем средств на предоставление гражданам субсидий".
Представитель Правительства Республики Карелия Е.С.В. просил отказать в удовлетворении заявления, пояснив, что оспариваемый Порядок не противоречит федеральному законодательству и прав заявителей не нарушает. Положения статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" наделяют государственные органы субъектов Российской Федерации полномочиями по определению формы предоставления указанных мер социальной поддержки. Требования заявителей о включении в оспариваемый Порядок положений об обеспечении жильем членов семьи детей-инвалидов не основаны на нормах действующего законодательства.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении требований заявителей отказать, изучив материалы дела, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по этим вопросам, не могут противоречить федеральным законам.
Правительство Республики Карелия в силу Конституции Республики Карелия является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия. В соответствии со ст. 58 Конституции Республики Карелия Правительство Республики Карелия в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые не должны противоречить федеральному законодательству, Конституции и законам Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 13.09.2011 № 241-П утвержден Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Постановление опубликовано в газете "Карелия" № 71, 72 от 27 и 29 сентября 2011 года. Постановление действует в редакции Постановления Правительства РК от 31.07.2013 № 236-П, опубликованного в газете "Карелия" № 67 от 03.09.2013, данное издание в соответствии с Законом Республики Карелия от 24.05.2010 № 410-ЗРК "О нормативных правовых актах Республики Карелия" является официальным периодическим изданием Правительства РК.
Таким образом, установлено, что оспариваемое Постановление Правительства Республики Карелия является действующим нормативным правовым актом, принятым в пределах полномочий органа (должностного лица), в форме, в которой он вправе принимать нормативные правовые акты, порядок введения нормативного правового акта в действие соблюден.
Заявители имеют в составе своих семей детей-инвалидов, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении в Администрации Петрозаводского городского округа, Т.С.Н. с 23.08.2001 года, Г.В.И. с 05.12.2002 года. До настоящего времени право на получение жилой площади не реализовано.
Оспариваемый порядок регулирует правоотношения по предоставлению ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов (далее - граждане), мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Следовательно, заявители относятся к категории граждан, на которых распространяются оспариваемые нормы.
Из преамбулы и содержания Постановления Правительства Республики Карелия от 13.09.2011 № 241-П, в редакции Постановления Правительства РК от 31.07.2013 № 236-П "О предоставлении ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" мер социальной поддержки по обеспечению жильем" следует, что данный нормативный акт принят во исполнение приведенных ниже положений федерального законодательства в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем названной категории граждан, устанавливает правила предоставления за счет средств федерального бюджета указанной меры социальной поддержки.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона в виде субвенций.
В соответствии с указанной нормой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, положения указанного Федерального закона прямо предусматривают полномочия субъектов Российской Федерации по определению формы предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Правительство Республики Карелия своим постановлением от 19 марта 2011 года № 241-П, в редакции от 31.07.2013 № 236-П в пределах своей компетенции утвердило Порядок предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с законами Российской Федерации "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Пунктом 3 раздела 1 данного Порядка предусмотрено, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в денежной форме путем предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения (далее - субсидия).
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство предоставило субъектам право самим определить форму предоставления указанных мер (предоставление жилого помещения либо субсидию на приобретение жилья).
Таким образом, доводы заявителей о противоречии указанного пункта федеральному законодательству не находят своего подтверждения и основаны на неправильном толковании заявителями норм материального права.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из содержания указанной нормы не следует, что субсидия должна предоставляться на каждого члена семьи, имеющей инвалида.
В соответствии с абзацем 2 пункта 19 раздела 3 оспариваемого порядка размер средств, направляемых на строительство жилых помещений для граждан, указанных в части 2 статьи 1 Закона, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения равной 18 кв. м на человека, а также средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Карелия, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на дату поступления в Министерство заявления гражданина по форме согласно приложению № 1 к настоящему порядку, и числа граждан, выбравших обеспечение жильем в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма в рамках строительства жилья.
Согласно пункту 31 раздела 4 оспариваемого Порядка размер субсидии рассчитывается как произведение средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Карелия, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на дату выдачи свидетельства о предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения по форме согласно приложению № 6 к настоящему Порядку (далее - свидетельство о предоставлении субсидии), и 18 квадратных метров общей площади жилья. Размер субсидии указывается в свидетельстве о предоставлении субсидии и остается неизменным в течение всего срока его действия. Стоимость жилья сверх размера субсидии, определенного в соответствии с настоящим пунктом, оплачивается за счет собственных средств гражданина.
Доводы заявителей о противоречии указанных пунктов Порядка Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 № 614 "Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" в той части, в которой они не предусматривают право на получение субсидии на всех членов семьи, не находят своего подтверждения.
Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 было принято во исполнение Федерального закона от 24.1995 № 181-ФЗ, в соответствии со ст. 17 которого, инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации.
С 01.01.2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2004 № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" дополнен статьей 28.2. Анализ указанных норм позволяет прийти к выводу, что оспариваемые положения Порядка не противоречат указанной норме.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые положения Порядка не противоречат федеральному законодательству и не нарушают прав заявителей, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Доводы заявителей о том, что указанный Порядок лишает их права на обеспечение жильем по договору социального найма, являются несостоятельными, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт данные правоотношения не регулирует. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Заявители вправе реализовать свое право на обеспечение жильем по договору социального найма в порядке, предусмотренном жилищным законодательством. Право на социальную выплату за счет средств федерального бюджета существует наряду с правом заявителей на получение жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ.
Требования заявителей о возложении обязанности на Правительство Республики Карелия внести изменения в оспариваемый порядок, изложив его в указанной в заявлении редакции, также не подлежат удовлетворению, поскольку внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты является исключительной компетенцией органа или должностного лица, принявших данный нормативный акт.
В силу ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь статьями 194-199, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления Т.С.Н., Г.В.И. о признании отдельных положений Порядка предоставления ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 13.09.2011 № 241-П, в редакции от 31.07.2013 № 236-П противоречащими федеральному законодательству отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья
Т.В.КУДИНОВА
------------------------------------------------------------------