По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 24.01.2014 "Об отказе в принятии к рассмотрению обращения депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия И.В.Петеляевой, А.С.Федичева, А.В.Гаврилова, С.С.Михайлова о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия некоторых правовых предписаний пунктов 1, 2 Решения VI сессии I созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 21 августа 2006 года N 1 "Об установлении земельного налога на территории Нововилговского сельского поселения" и постановления Правительства Республики Карелия от 20 ноября 2009 года N 266-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 января 2014 года
ОБ ОТКАЗЕ
В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЯ
ДЕПУТАТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
И.В.ПЕТЕЛЯЕВОЙ, А.С.ФЕДИЧЕВА, А.В.ГАВРИЛОВА, С.С.МИХАЙЛОВА
О ПРОВЕРКЕ НА СООТВЕТСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
НЕКОТОРЫХ ПРАВОВЫХ ПРЕДПИСАНИЙ ПУНКТОВ 1, 2 РЕШЕНИЯ VI
СЕССИИ I СОЗЫВА СОВЕТА НОВОВИЛГОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ОТ 21 АВГУСТА 2006 ГОДА № 1 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО
НАЛОГА НА ТЕРРИТОРИИ НОВОВИЛГОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ"
И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ОТ 20 НОЯБРЯ 2009 ГОДА № 266-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ САДОВОДЧЕСКИХ,
ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ"
Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего С.А.Беньяминовой, судей А.А.Тайбакова, Т.Н.Фотиной,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Т.Н.Фотиной, проводившей на основании статьи 39 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия" предварительное изучение обращения депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия И.В.Петеляевой, А.С.Федичева, А.В.Гаврилова, С.С.Михайлова о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия некоторых правовых предписаний пунктов 1, 2 Решения VI сессии I созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 21 августа 2006 года № 1 "Об установлении земельного налога на территории Нововилговского сельского поселения" и постановления Правительства Республики Карелия от 20 ноября 2009 года № 266-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений",
установил:
1. В своем обращении в Конституционный Суд Республики Карелия заявители оспаривают конституционность некоторых правовых предписаний пунктов 1, 2 Решения VI сессии I созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 21 августа 2006 года № 1 "Об установлении земельного налога на территории Нововилговского сельского поселения" и постановление Правительства Республики Карелия от 20 ноября 2009 года № 266-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений".
2. Оспариваемым правовым предписанием пункта 1 Решения VI сессии I созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 21 августа 2006 года № 1 "Об установлении земельного налога на территории Нововилговского сельского поселения" на территории Нововилговского сельского поселения устанавливается земельный налог.
В соответствии с оспариваемой нормой абзаца четвертого подпункта 1 пункта 2 Решения установлена налоговая ставка земельного налога в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
По мнению заявителей, установление единой ставки земельного налога без ее дифференциации по отношению к земельным участкам, приобретенным (предоставленным) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, является несправедливым, поскольку указанные земли используются только в личных целях, а не для предпринимательской деятельности, то есть извлечения прибыли. Поэтому, по мнению заявителей, правовые предписания пункта 1, абзаца четвертого подпункта 1 пункта 2 Решения VI сессии I созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 21 августа 2006 года № 1 "Об установлении земельного налога на территории Нововилговского сельского поселения" не соответствуют статье 8 (частям 1, 3 и 4) Конституции Республики Карелия.
3. Согласно Конституции Республики Карелия каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 31); органы местного самоуправления устанавливают местные налоги (статья 71, часть 2).
Земельный налог относится к числу местных налогов (статья 15 Налогового кодекса Российской Федерации). Он устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, а именно положениями главы 31 (статьи 387-398), и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с ними же вводится в действие и прекращает действовать и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387).
В части 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель установил ставки земельного налога, которые определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Согласно части 2 названной статьи допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством дифференцирование налоговых ставок по земельному налогу является исключительной прерогативой представительных органов муниципальных образований.
Фактически заявители ставят перед Конституционным Судом Республики Карелия вопрос о снижении налоговой ставки земельного налога на территории Нововилговского сельского поселения в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
Между тем решение этого вопроса связано с внесением изменений в Решение VI сессии I созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 21 августа 2006 года № 1 "Об установлении земельного налога на территории Нововилговского сельского поселения", что в силу правовых предписаний части 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации относится к прерогативе представительного органа муниципального образования и не входит в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия, как она установлена в части 2 статьи 68 Конституции Республики Карелия и статье 3 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", а потому разрешение вышеуказанного вопроса не подведомственно Конституционному Суду Республики Карелия.
4. Заявители также просят проверить на соответствие Конституции Республики Карелия постановление Правительства Республики Карелия от 20 ноября 2009 года № 266-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений", опубликованное в Собрании законодательства Республики Карелия, № 11 (ноябрь), 2009, ст. 1297. Указанным Постановлением в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Республике Карелия согласно приложениям № 1, 2, 3, представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Карелия.
Заявители полагают, что утвержденные оспариваемым Постановлением удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель для целей налогообложения лиц, занимающихся садоводческой, огороднической, дачной деятельностью, являются необоснованными, поскольку не учитывают личные финансовые затраты собственников на улучшение качества указанных земель, в результате чего повышается их кадастровая стоимость, являющаяся налоговой базой для исчисления земельного налога.
Кроме того, по мнению заявителей, собственникам указанных земель становится нерентабельно заниматься их обработкой, поскольку деятельность по улучшению качества земли, связанная с материальными затратами, которые они принимают на себя, имеют тяжелые финансовые последствия, вызванные постоянным ростом налогового бремени.
Как следует из обращения и представленных материалов, вопрос о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия постановления Правительства Республики Карелия "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" в указанном заявителем аспекте фактически сводится к оспариванию обоснованности расчета утвержденных удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Республики Карелия согласно приложениям № 1, 2, 3 к этому Постановлению, представленных Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Карелия.
Вместе с тем, Конституционный Суд Республики Карелия разрешает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.
Физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе их оспорить. Вопрос о таком пересмотре должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решениями - в судебном порядке (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.03.2011 № 275-О-О).
Заявители также считают, что указанное Постановление противоречит статье 4 (часть 8), 17 Конституции Республики Карелия, так как не была соблюдена процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, предусмотренная частями 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" об участии садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких объединений.
Как следует из указанной части запроса, заявители, формально оспаривая конституционность постановления Правительства Республики Карелия "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений", фактически ставят вопрос о проверке на соответствие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации положениям федерального законодательства, который в компетенцию Конституционного Суда Республики Карелия, установленную в части 2 статьи 68 Конституции Республики Карелия и статье 3 Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", не входит, а потому разрешение указанного вопроса не подведомственно Конституционному Суду Республики Карелия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 41 (пункт 1), 43, 72 (часть 2) Закона Республики Карелия "О Конституционном Суде Республики Карелия", Конституционный Суд Республики Карелия
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия И.В.Петеляевой, А.С.Федичева, А.В.Гаврилова, С.С.Михайлова о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия пунктов 1, 2 Решения VI сессии I созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 21 августа 2006 года № 1 "Об установлении земельного налога на территории Нововилговского сельского поселения", постановления Правительства Республики Карелия от 20 ноября 2009 года № 266-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений".
2. Государственная пошлина в размере 200 рублей, уплаченная при обращении депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия И.В.Петеляевой, А.С.Федичева, А.В.Гаврилова, С.С.Михайлова о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия пунктов 1, 2 Решения VI сессии I созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 21 августа 2006 года № 1 "Об установлении земельного налога на территории Нововилговского сельского поселения", постановления Правительства Республики Карелия от 20 ноября 2009 года № 266-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений", подлежит возврату Ирине Владимировне Петеляевой.
3. Определение является окончательным, вступает в силу немедленно после его оглашения и обжалованию не подлежит.
Конституционный Суд
Республики Карелия
------------------------------------------------------------------