По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Верховного суда Республики Карелия от 07.07.2014 N 3-11/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Государственного комитета РК по ценам и тарифам от 13.12.2013 N 335 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" ">
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. № 3-11/2014
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Кудиновой Т.В.
с участием прокурора Крылова Д.И.
при секретарях Щ.Н.С., Ф.А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мастер Строй-Сервис" (далее ООО "Мастер Строй-Сервис") об оспаривании отдельных положений Постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 13 декабря 2013 г. № 335 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (территория оказания услуг - Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортавальский муниципальные районы)",
установил:
13 декабря 2013 г. Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Госкомитет) принято Постановление № 335 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго", которым установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО "Петербургтеплоэнерго".
Тарифы, установленные указанным постановлением, действуют с 1 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.
Вышеуказанное постановление официально опубликовано в печатном издании "Карелия" № 99 (2449) от 19 декабря 2013 года.
ООО "Мастер Строй-Сервис" обратилось в суд с заявлением о признании недействующими отдельных положений вышеуказанного постановления, первоначально ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178.
Впоследствии в порядке статьи 39 ГПК РФ требования были изменены и заявитель просил признать оспариваемое Постановление в части установления тарифов на тепловую энергию для населения Питкярантского городского поселения противоречащим Федеральному закону от 26 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилам регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, Основам ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 1075 от 22 октября 2012 года, Приказу Федеральной службы по тарифам от 15 октября 2013 года № 191-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год".
В обоснование заявления указано, что ООО "Мастер Строй-Сервис" является обслуживающей организацией на территории города Питкяранта, между обществом и ООО "Петербургтеплоэнерго" 03.04.2012 года заключен договор теплоснабжения в горячей воде, который действует и в настоящее время. В соответствии с условиями договора расчеты за тепловую энергию производятся на основании тарифов, установленных Госкомитетом РК по ценам и тарифам. Полагают, что тарифы, установленные Госкомитетом ООО "Петербургтеплоэнерго" для населения Питкярантского городского поселения, являются завышенными, экономически необоснованными, при установлении тарифов не были соблюдены требования статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, а также не учтено, что качество тепловой энергии, поставляемой ООО "Петербургтеплоэнерго", не соответствует установленным требованиям.
Оспариваемым постановлением в части установления тарифов для населения Питкярантского городского поселения нарушены права и законные интересы ООО "Мастер Строй-Сервис" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании представитель ООО "Мастер Строй-Сервис" П.И.В. заявление поддержала, просила признать оспариваемые положения вышеуказанного постановления недействующими с момента их принятия.
Представители заинтересованных лиц Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам А.Т.М., ООО "Петербургтеплоэнерго" Л.Д.Г. возражали против заявления, полагая, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции органа исполнительной власти субъекта, федеральному законодательству не противоречит, прав и законных интересов заявителя не нарушает, просили в удовлетворении заявления отказать.
Представители третьего лица Федеральной службы по тарифам в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ).
Статьей 8 названного Закона предусмотрено восемь видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Установление данных видов тарифов является полномочием органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 5, подпункт 1 части 2 статьи 5, часть 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона РК от 24.07.2012 № 1622-ЗРК "О системе органов исполнительной власти" систему органов исполнительной власти составляют: Правительство РК, отраслевые органы исполнительной власти РК, иные органы исполнительной власти РК.
Отраслевые и иные органы исполнительной власти Республики Карелия формируются Правительством Республики Карелия в соответствии со структурой органов исполнительной власти Республики Карелия, определенной Главой Республики Карелия, с учетом требований, установленных федеральными законами, Конституцией Республики Карелия и законами Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 № 232-П утверждено Положение о Государственном комитете Республики Карелия по ценам и тарифам, согласно которому Государственный комитет по ценам и тарифам является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования тарифов.
Установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности) в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, отнесено к полномочиям Государственного комитета (подпункт 12 пункта 9 Положения).
Таким образом, Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим государственное регулирование и региональный государственный контроль (надзор) в сфере теплоснабжения.
Следовательно, принимая оспариваемое постановление и устанавливая тарифы, Госкомитет действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ.
Постановление опубликовано в газете "Карелия" № 99 (2449) от 19 декабря 2013 года. Данное издание в соответствии с Законом Республики Карелия от 24.05.2010 № 410-ЗРК "О нормативных правовых актах Республики Карелия" является официальным периодическим изданием Правительства РК.
Таким образом, установлено, что оспариваемое Постановление является действующим нормативным правовым актом, принятым в пределах полномочий органа (должностного лица), в форме, в которой он вправе принимать нормативные правовые акты, порядок введения нормативного правового акта в действие соблюден.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ потребителем является лицо, приобретающее тепловую энергию, согласно представленному договору теплоснабжения в горячей воде от 03.04.2012 ООО "Мастер Строй-Сервис" приобретает у ООО "Петербургтеплоэнерго" тепловую энергию.
Следовательно, заявитель относится к лицам, на которых распространяются оспариваемые нормы.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности) теплоносителя; обеспечения достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения; стимулирования повышения экономической и энергетической эффективности при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечения стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов; обеспечения открытости и доступности для потребителей, в т.ч. для населения, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения; создания условий для привлечения инвестиций; определения размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями.
Методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод сравнения аналогов. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (ч.ч. 1, 2 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ).
Тарифы на тепловую энергию (мощность) могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифов (ч. 1 ст. 11 вышеуказанного закона).
Предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Указанные предельные уровни устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.10.2013 № 191-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год" установлены и введены в действие с 1 января 2014 предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации со следующей календарной разбивкой:
с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2013 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации (для Республики Карелия 100%);
с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. на уровне, определяемом исходя из среднего тарифа по субъекту Российской Федерации, рассчитанного с учетом тарифов, действовавших для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2013 г., и максимальной величины роста тарифов по субъекту Российской Федерации (для Республики Карелия 104,8%).
Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов рекомендовано осуществлять установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней тарифов с календарной разбивкой, определенной данным приказом.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется органами регулирования в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении", настоящим нормативным актом, Правилами регулирования цен (тарифов) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Согласно пункту 6 Правил цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования. Разделом 4 Правил предусмотрен порядок открытия дел об установлении тарифов. В пункте 12 Правил указано, что открытие дел об установлении цен (тарифов) осуществляется в том числе и по предложению регулируемой организации.
В рамках действующего законодательства Госкомитет утверждает тарифы в сфере теплоснабжения. Установление тарифов производится путем рассмотрения соответствующих дел, которые открываются при предоставлении субъектом регулирования обоснованных предложений с прилагаемыми обосновывающими материалами для установления тарифов в регламентные сроки.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Федеральной службы по тарифам от 7 июня 2013 г. № 163 регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов).
Согласно приложению № 2 к Постановлению Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 21.12.2012 № 276 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (территория оказания услуг - Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортавальский муниципальные районы) по состоянию на декабрь 2013 года одноставочный тариф на тепловую энергию (горячую воду), отпускаемую ООО "Петербургтеплоэнерго" потребителям Питкярантского городского населения, составил 1804,29 руб./Гкал.
13 декабря 2013 года Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам принято оспариваемое постановление об установлении одноставочного тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Петербургэнерго" населению Питкярантского городского поселения с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 - 1804,29 руб./Гкал, с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. - 1890,90 руб./Гкал.
Принятию данного решения предшествовало представление ООО "Петербургтеплоэнерго" в региональный орган регулирования заявления от 30 апреля 2013 года об установлении тарифов на тепловую энергию на 2014 год с приложением калькуляции себестоимости полезно отпущенной энергии и передачи тепловой энергии, расчетов затрат водоснабжение и водоотведение, на топливо, на заработную плату работающих в регулируемой сфере, распределение общехозяйственных расходов по видам деятельности. Специалистами Госкомитета по результатам представленных материалов составлено экспертное заключение по обоснованию уровней тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Петербургтеплоэнерго" потребителям в 2014 году, рассчитанного методом экономически обоснованных затрат.
Нарушения требований федерального законодательства, регулирующих порядок принятия тарифов, в судебном заседании не установлено, не оспаривается данное обстоятельство и заявителем.
Согласно данному заключению экономически обоснованный тариф ООО "Петербургтеплоэнерго" с 1 января 2014 года составит 2717,96 руб./Гкал.
Таким образом, тариф, установленный для Питкярантского городского поселения, значительно ниже экономически обоснованного и с 1 января 2014 года остался на уровне декабря 2013 года.
Кроме того, увеличение тарифа с 1 июля 2014 года до 1890,90 руб./Гкал не противоречит Приказу Федеральной службы по тарифам от 15.10.2013 № 191-э/2, в соответствии с которым максимальная величина роста тарифа с 1 июля 2014 года не может превышать для Республики Карелия 4,8%. Установленный тариф не превышает максимальную величину роста тарифа, установленного Федеральным законодательством для Республики Карелия.
Доводы представителя заявителя о том, что при установлении тарифа не учитывалось качество отпускаемой тепловой энергии, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку законодательство в области регулирования тарифов на тепловую энергию не ставит зависимость тарифа от качества отпущенной тепловой энергии.
Доводы о том, что ООО "Петербургтеплоэнерго" выставляет счета не по тарифу, установленному для населения Питкярантского городского поселения, а по завышенному тарифу, в связи с чем ООО "Мастер Строй-Сервис" терпит убытки, так как они выставляют населению тариф, установленный оспариваемым положением, также не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку данный спор должен рассматриваться в порядке искового производства между хозяйствующими субъектами.
Согласно пункту 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Таким образом, заявитель также должен доказать, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушены его права и свободы, таких доказательств заявителем не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что региональный нормативный акт в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам федерального уровня, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах полномочий, предоставленных уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) федеральным законодательством, и не нарушает прав заявителя.
Процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам также была соблюдена, нарушений порядка утверждения тарифов, предусмотренного разделом 4 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", органом тарифного регулирования также не допущено.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах полномочий, предоставленных субъекту, не нарушает прав заявителя, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194-198, 251-253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Мастер Строй-Сервис" об оспаривании Постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 13 декабря 2013 г. № 335 "О тарифах на тепловую энергию общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" (территория оказания услуг - Лахденпохский, Олонецкий, Питкярантский и Сортавальский муниципальные районы)", в части установления тарифов на тепловую энергию для населения Питкярантского городского поселения, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья
Т.В.КУДИНОВА
Мотивированное решение составлено 11 июля 2014 года.
------------------------------------------------------------------