Распоряжение Правительства РК от 13.11.2014 N 699р-П <Об утверждении Концепции системы профессиональной ориентации граждан в Республике Карелия>



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 ноября 2014 г. № 699р-П

В целях совершенствования профориентационной работы и комплексного построения эффективной системы сопровождения профессионального самоопределения населения Республики Карелия утвердить прилагаемую Концепцию системы профессиональной ориентации граждан в Республике Карелия.

Глава Республики Карелия
А.П.ХУДИЛАЙНЕН





Утверждена
распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 13 ноября 2014 года № 699р-П

КОНЦЕПЦИЯ
системы профессиональной ориентации
граждан в Республике Карелия

Введение

Концепция системы профессиональной ориентации граждан в Республике Карелия (далее - Концепция) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Республики Карелия и иными нормативными правовыми актами Республики Карелия и определяет цели, задачи и механизмы создания в Республике Карелия современной профориентационной среды.
Стратегической целью социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2020 года является повышение качества жизни населения республики на основе устойчивого сбалансированного развития экономики, формирования потенциала будущего развития территории.
Инновационное развитие экономики невозможно без высококвалифицированных, имеющих не только хорошую теоретическую подготовку, но и владеющих многофункциональными практико-ориентированными навыками специалистов. Это важно для решения задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
Актуальность разработки Концепции обусловлена необходимостью решения одной из главных проблем регионального рынка труда: наличия структурной безработицы, молодежной незанятости, с одной стороны, и дефицита востребованных квалифицированных кадров, с другой стороны. Несбалансированность системы профессиональной подготовки кадров и развивающейся экономики, когда структура спроса на образовательные услуги и получаемая квалификация не вполне соответствуют современным требованиям, привела к тому, что в Республике Карелия только 60% выпускников профессиональных образовательных организаций и 52% выпускников образовательных организаций высшего образования от общего числа выпускников вышеназванных образовательных организаций, трудоустроившихся после завершения обучения, работают по полученной профессии (специальности).
Опыт работы органов службы занятости по содействию трудоустройству выпускников образовательных организаций профессионального образования, зарегистрированных в качестве безработных, показывает, что нередко граждане из данной категории отказываются занимать рабочие места, организованные для их трудоустройства по полученной профессии (специальности). Данная ситуация свидетельствует в том числе о слабо развитой системе профориентационной работы в общеобразовательных организациях республики с обучающимися и их родителями, вследствие чего молодые люди продолжают обучение в образовательных организациях профессионального образования профессиям (специальностям), с которыми заведомо не связывают свою будущую трудовую деятельность.
У значительной части молодежи, включая и ту ее часть, которая занимает ответственную позицию по отношению к собственному профессиональному будущему и связывает свою профессиональную карьеру с результатами собственной деятельности, завышен уровень притязаний. Это обусловлено незнанием реальности, желанием немедленного получения высоких карьерных результатов. Несоответствие притязаний реалиям снижает престиж деятельности в производственной сфере, приводит молодых людей к проявлению активности в иной, часто асоциальной деятельности и потере социальных ориентиров.
Выпускники 11-х классов общеобразовательных организаций отдают предпочтение получению высшего профессионального образования, несмотря на то, что на рынке труда существует спрос в основном на профессии, получаемые в профессиональных образовательных организациях.
По-прежнему остаются популярными специальности экономического и управленческого профиля. Снижен интерес к профессиям таких областей материального производства и услуг, как строительство, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, общественное питание.
Очевиден дефицит объективной информации о востребованных профессиях на региональном рынке труда, низка общая культура поиска, анализа и интерпретации данных о рынке труда. Часть незанятых граждан, готовых возобновить трудовую деятельность, испытывают затруднения в самостоятельном профессиональном самоопределении.
В сфере профессиональной ориентации населения Республики Карелия существуют следующие проблемы:
слабое взаимодействие участников профориентационной работы;
отсутствие системного подхода к профориентационному сопровождению выбора будущей профессии (специальности) обучающейся молодежи;
дефицит квалифицированных специалистов, занимающихся профориентационной работой;
фрагментарность научно-методического обеспечения профориентационной работы;
низкая трудовая мотивация обучающейся молодежи, недостаточная сформированность у части выпускников общеобразовательных организаций базовых качеств, необходимых для успешного освоения любой профессии (трудолюбие, ответственность, инициативность);
слабая материально-техническая база профессиональных образовательных организаций, необходимая для организации эффективного процесса профессиональной ориентации обучающейся молодежи;
отсутствие эффективного стратегического планирования процессов подготовки и переподготовки кадров как на уровне организаций, так и на уровне республики в целом;
отсутствие единой информационной среды профессионального самоопределения граждан в Республике Карелия.
Новые требования к знаниям и навыкам работников, изменение потребности рынка труда в работниках определенных профессий (специальностей) ставят задачу создания современной системы профессиональной ориентации, ориентированной на структуру экономики республики с учетом прогноза потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Карелия.
Для решения этой задачи необходимо скоординировать работу всех органов власти, организаций, заинтересованных лиц, участвующих в профориентационной работе, а также обеспечить всеми необходимыми ресурсами процесс эффективного профессионального самоопределения населения Республики Карелия.

Цели и задачи системы профессиональной ориентации
граждан в Республике Карелия

В систему профессиональной ориентации граждан Республики Карелия (далее - система профессиональной ориентации) должны входить: органы исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющие государственное управление в сфере содействия занятости населения, образования, иные органы исполнительной власти Республики Карелия, органы местного самоуправления в Республике Карелия, образовательные организации, государственные учреждения службы занятости населения, иные организации, осуществляющие деятельность в области образования, воспитания обучающихся, профессиональной ориентации, занятости, объединения работодателей (далее - субъекты системы профессиональной ориентации). Организация профориентационной работы с обучающейся молодежью осуществляется при непосредственном участии института семьи.
Обеспечение согласованных действий субъектов системы профессиональной ориентации осуществляет Координационный совет при Главе Республики Карелия по вопросам кадровой политики и профессионального образования в Республике Карелия.
Цели системы профессиональной ориентации:
реализация государственной политики в области профессиональной ориентации граждан в Республике Карелия по организации психолого-профориентационного обслуживания населения с учетом профессиональных интересов, потребностей, возможностей и состояния здоровья человека, исходя из требований рынка труда и складывающихся социально-экономических условий;
создание целостной профориентационной среды Республики Карелия, обеспечивающей содействие гражданину в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, конъюнктуры регионального рынка труда.
Указанные цели реализуются через решение следующих приоритетных задач:
1) обеспечение взаимодействия деятельности субъектов системы профессиональной ориентации;
2) создание и развитие инфраструктуры системы профессиональной ориентации;
3) организация комплексного методического сопровождения профориентационной работы;
4)совершенствование кадрового обеспечения системы профессиональной ориентации;
5) формирование у граждан системного представления о необходимости осознанного выбора профессии;
6) обеспечение информационного сопровождения деятельности субъектов системы профессиональной ориентации;
7) формирование прогноза потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Карелия, разработка прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Карелия.
Основные принципы системы профессиональной ориентации:
безусловное соблюдение прав граждан на свободный выбор рода деятельности в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием;
доступность информации для осуществления выбора профессии (специальности), формы обучения и места работы;
обеспечение единства целей и соблюдение последовательности, преемственности и непрерывности профориентационных действий всеми субъектами системы профессиональной ориентации;
многоэтапность и непрерывность профориентационной работы;
предоставление гражданам равных возможностей получения профориентационных услуг.

Основные функции субъектов системы
профессиональной ориентации

Органы исполнительной власти Республики Карелия:
в пределах своей компетенции участвуют в реализации программ и проектов в области профессиональной ориентации граждан в Республике Карелия, осуществляют информационное обеспечение профориентационной работы;
осуществляют координацию деятельности подведомственных профессиональных образовательных организаций по вопросам профессиональной ориентации обучающейся молодежи, содействуют организации работы по профессиональной ориентации иных категорий граждан в подведомственных организациях;
реализуют мероприятия по организации целевой подготовки специалистов соответствующих отраслей экономики и сфер управления.
Орган исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющий государственное управление в сфере содействия занятости населения:
координирует деятельность субъектов системы профессиональной ориентации, оказывает информационную и методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам организации и ведения профориентационной работы;
разрабатывает прогноз потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Карелия;
информирует о положении на рынке труда в Республике Карелия;
обеспечивает ведение регионального банка вакансий;
координирует деятельность государственных учреждений службы занятости населения Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, а также иным направлениям профориентационной работы;
обобщает, распространяет передовой опыт в области профессиональной ориентации и трудовой занятости граждан.
Орган исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющий государственное управление в сфере образования:
обеспечивает организацию методического сопровождения профориентационной работы дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций;
осуществляет руководство профориентационной работой в подведомственных организациях;
оказывает информационную и методическую помощь органам местного самоуправления в организации профориентационной работы;
обеспечивает создание условий по переподготовке и повышению квалификации специалистов в области профориентационной работы в подведомственных образовательных организациях;
содействует в получении образовательных грантов для студентов старших курсов профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, молодых специалистов.
Орган исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющий функции поддержки средств массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Республики Карелия:
оказывает содействие в опубликовании информационных материалов, посвященных состоянию рынка труда, проблемам профессиональной ориентации в Республике Карелия и реализации проектов, направленных на поддержку профориентационной работы с молодежью, в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти Республики Карелия.
Государственные учреждения службы занятости населения Республики Карелия:
осуществляют информирование обучающейся молодежи, выпускников и их родителей, педагогических работников образовательных организаций о ситуации на региональном рынке труда, о профессиях (специальностях), пользующихся спросом на региональном рынке труда;
участвуют совместно с общественными молодежными объединениями и организациями в проведении массовых и тематических профориентационных мероприятий для молодежи;
в установленном порядке оказывают государственную услугу по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
взаимодействуют с органами местного самоуправления, общественными молодежными объединениями и организациями, образовательными организациями и работодателями в реализации программ и проектов муниципальных районов и городских округов по вопросам профессиональной ориентации граждан в Республике Карелия.
Органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов в Республике Карелия:
способствуют формированию и развитию системы профессиональной ориентации в муниципальных образованиях;
осуществляют координацию и методическое сопровождение деятельности подведомственных организаций по организации и ведению профориентационной работы;
организуют мероприятия по профессиональной ориентации граждан;
реализуют мероприятия по организации целевой подготовки специалистов в соответствии с потребностями муниципального рынка труда.
Профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования:
организуют мероприятия по популяризации профессий (специальностей), востребованных на рынке труда, в соответствии с реализуемыми образовательными программами;
способствуют формированию и закреплению у обучающихся профессиональных намерений;
информируют обучающихся общеобразовательных организаций о требованиях, предъявляемых к учебе и ее содержанию, о профессиональных возможностях в выбранных ими областях профессиональной деятельности;
осуществляют совместно с организациями профильных отраслей экономики разработку профессиографических материалов по профилям профессий (специальностей) образовательной организации;
обеспечивают совместно с организациями профильных отраслей экономики условия для качественной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов;
осуществляют целевое обучение обучающихся, студентов соответствующего профиля по договорам с органами местного самоуправления.
Общеобразовательные организации:
создают условия для проведения системной, квалифицированной и комплексной профориентационной работы в общеобразовательной организации;
предусматривают включение в основную образовательную программу общеобразовательной организации комплекса мер по профессиональной ориентации;
формируют у обучающихся на основе результатов диагностики и профессиональных наблюдений осознанный подход к выбору профессии (специальности) с учетом потребностей регионального рынка труда;
знакомят обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, профессиями (специальностями), деятельностью организаций республики;
организуют профессиональное консультирование обучающихся, формируют у них профессиональные намерения на основе комплексного изучения личности обучающихся с учетом их индивидуальных, психофизиологических особенностей, состояния здоровья и потребностей регионального рынка труда;
организуют просветительскую работу среди родителей обучающихся по вопросам профессионального самоопределения обучающихся.
Объединения работодателей:
участвуют в формировании экономического прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах с учетом перспектив развития экономики и республиканского рынка труда;
содействуют созданию и оснащению кабинетов по профессиональной ориентации в образовательных организациях;
участвуют в организации работы по разработке профессиональных стандартов;
содействуют в реализации проектов, направленных на поддержку профориентационной работы с гражданами;
содействуют созданию материально-технической базы для профессиональных образовательных организаций в целях проведения профессиональных проб, прохождения производственной практики, стажировки на предприятии.
Семья:
формирует активную жизненную позицию детей;
прививает детям первоначальные трудовые навыки;
знакомит детей с миром профессий своей семьи, значимых людей;
создает условия для развития профессиональных интересов и склонностей детей, участвует в формировании личного профессионального плана ребенка.

Основные направления профориентационной работы в сфере
образования по уровням и видам образования

Уровень и вид образования
Направление работы
1
2
Дошкольное образование
формирование у ребенка первоначальных трудовых умений в доступных ему видах деятельности, положительного отношения к профессиональному миру - людям труда, их занятиям
Начальное общее образование
формирование положительного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества
формирование общих представлений о современных профессиях, развитие интереса к профессии родителей, близких родственников, нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности обучающихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности
формирование способности к организации собственной деятельности (самоконтроль, ответственность, работа в коллективе, социальная полезность, потребность в творчестве)
Основное общее образование (5-7 классы)
формирование базовых трудовых навыков в рамках образовательной области "Технология"
информирование о группах профессий, в которых используются знания, умения и навыки, приобретаемые в образовательном процессе
вовлечение учащихся в активное творческое познание мира профессий, в деятельность, согласованную с профилем продолжения образования и предполагаемой сферой профессиональной деятельности
Основное общее образование (8-9 классы)
диагностика профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей (профессионально значимых способностей)
организация предпрофильного обучения
знакомство с содержанием профессий
проектирование получения образования в профессиональных образовательных организациях с возможной последующей ориентацией на продолжение образования в организациях высшего профессионального образования
Среднее общее образование (10-11 классы)
подготовка к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности
формирование умений самостоятельного построения карьерных и образовательных маршрутов
формирование готовности к образованию, в том числе к самообразованию, на протяжении всей жизни, сознательного отношения к непрерывному образованию
ознакомление с потребностями регионального рынка труда
профессиональные пробы
Дополнительное образование детей
поиск и поддержка одаренных детей
проектная деятельность
Среднее профессиональное образование, высшее образование
формирование полной готовности к профессиональной деятельности, вхождение в профессиональную деятельность
формирование профессиональной идентичности (отождествление себя с будущей профессией), социально-ценностного отношения к осваиваемой профессии (специальности)
расширение профессиональных контактов обучающихся (студентов) вне образовательной организации
формирование активной адаптивной стратегии поведения на рынке труда, ориентированной на самореализацию, использование собственных ресурсов, ответственность, в том числе в области занятости (самозанятости)
детальное знакомство с рынком труда и перспективами его развития, максимальное содействие трудоустройству и карьерному росту обучающихся (студентов)
Профессиональное обучение, дополнительное профессиональное образование
развитие профессионала в процессе самого труда, когда он одновременно не только повышает свою квалификацию, но и расширяет сферу своей деятельности и осваивает новые специальности

Ожидаемые результаты реализации Концепции

В результате выполнения мероприятий по реализации Концепции будет обеспечено:
формирование нормативной и методической базы профориентационной работы в Республике Карелия;
обобщение и распространение позитивного опыта организации профориентационной работы на всех уровнях образования;
создание прозрачной информационной среды на рынке труда Республики Карелия;
увеличение количества выпускников общеобразовательных организаций, поступающих в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по профессиям (специальностям), востребованным на региональном рынке труда;
увеличение количества выпускников профессиональных образовательных организаций, трудоустроенных по полученной профессии (специальности) в первый год после выпуска, в общем количестве трудоустроенных выпускников указанной категории;
внедрение в профориентационную работу современных информационных технологий.

Заключение

Концепция ориентирует систему профориентационной работы на использование внутренних резервов образовательного, научного и инновационного потенциала Республики Карелия, на структурную перестройку и поиск новых, более эффективных форм деятельности, на повышение роли и места профессиональной ориентации граждан в социально-экономическом развитии республики.
Обеспечение системности, комплексности и преемственности профориентационной работы позволит консолидировать усилия по проведению опережающих действий, направленных на формирование современной структуры рабочей силы, соответствующей потребностям рынка труда, и укрепление взаимосвязи рынков труда и образовательных услуг.


------------------------------------------------------------------