По датам
Введите даты для поиска:
Полезное
Выборки
Типы документов
Решение Верховного суда Республики Карелия от 24.12.2014 N 3-35/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 5 подпункта 2 пункта 2 Положения "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК от 09.06.2006 N 397>
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. № 3-35/2014
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.
при секретаре Филимоновой А.А.
с участием прокурора Саввиной Л.Ю., представителя заявителя Свиньиной Ю.В., представителя Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Егорова С.В., представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия Мирошник А.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению П. о признании противоречащим абзаца пятого пункта подпункта 2 пункта 2 Положения "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия № 397 от 9 июня 2006 г., Федеральному закону "О ветеранах",
установил:
П. обратилась в Верховный Суд Республики Карелия с заявлением о признании абзаца пятого подпункта 2 пункта 2 Положения "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия № 397 от 9 июня 2006 г., противоречащим нормам федерального законодательства.
Заявление мотивировано тем, что ей, имеющей трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, и награжденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 мая 2012 г. № 277 медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", было отказано в присвоении звания "Ветеран труда" и в выдаче соответствующего удостоверения.
Основанием для отказа послужили требования абзаца пятого подпункта 2 пункта 2 Положения "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", в соответствии с которым во внимание при присвоении звания "Ветеран труда" принимаются случаи награждения лиц, состоявших в штате организаций или работавших в их системе согласно записям в трудовой книжке либо заключенным трудовым договорам.
Считая, что положения указанного выше абзаца на территории Республики Карелия противоречат статье 7 Федерального закона "О ветеранах", поскольку сужают перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, П. просит признать недействующим абзац пятый подпункта 2 пункта 2 Положения "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (далее - Положение), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия № 397 от 9 июня 2006 г., в части слов "в том случае, если ими были награждены лица, состоявшие в штате этих организаций или работавшие в их системе согласно записям в трудовой книжке либо заключенным трудовым договорам".
В судебное заседание П. не явилась, извещена надлежащим образом. Ее представитель Свиньина Ю.В. поддержала требования по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия Егоров С.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, считая оспариваемое Положение не противоречащим Федеральному закону "О ветеранах".
Выслушав пояснения явившихся лиц, заключения прокурора и представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия, считавших заявленные требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.
В силу п.п. 2, 3.1 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за счет субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать законы и иные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В развитие вышеуказанных положений федерального законодательства в Республике Карелия принят Закон Республики Карелия от 28 февраля 2006 г. № 964-ЗРК "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Статьей 1 этого закона установлено, что звание "Ветеран труда", а также порядок и условия его присвоения определяются уполномоченными органами исполнительной власти.
В субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Указом Главы Республики Карелия от 12 июля 2006 г. № 105 определена структура органов исполнительной государственной власти, в которую входит Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
В соответствии с п.п. 66 п. 4 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 5 июня 2006 г. № 85, Министерство здравоохранения и социального развития присваивает звание "Ветеран труда", определяет порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", организует работу подведомственных учреждений по присвоению звания "Ветеран труда".
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ.
Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования.
Таким образом, принятие приказа № 397, которым утверждено Положение "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", находится в сфере ведения Республики Карелия как субъекта Российской Федерации, а равно в компетенции Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия как исполнительного органа государственной власти Республики Карелия.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - ФЗ "О ветеранах").
Категории ветеранов, включая ветеранов труда, установлены в ст. 1.
Отношения, связанные с присвоением звания "Ветеран труда", урегулированы ст. 7 названного Федерального закона, в соответствии с п. 1 которого ветеранами труда являются лица:
1) имеющие удостоверение "Ветеран труда";
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с п. 4 этой же статьи порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации, а также порядок и условия для присвоения указанного звания.
Во исполнение закона Республики Карелия от 28 февраля 2006 г. № 964-ЗРК "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" издан приказ Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 9 июня 2006 г. № 397, которым утверждено Положение "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии с п. 2 вышеуказанного Положения ветеранами труда признаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Карелия: 1) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
2) начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются следующие ведомственные знаки отличия в труде:
- нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные и заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, почетные грамоты, дипломы, благодарности, оформленные в качестве отдельного диплома, если награждение производилось от имени Президиумов Верховного Совета СССР или РСФСР, Советов Министров СССР или РСФСР, Верховного Суда СССР, Генеральной Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР или РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также если награждения производились Президентом Российской Федерации, федеральными органами государственной власти, Прокуратурой Российской Федерации.
В случае отсутствия в наградных удостоверениях ссылки на дату и номер решения органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, в соответствии с которым производилось награждение, лица, претендующие на присвоение звания "Ветеран труда", должны подтвердить факт награждения, предоставив выписку из приказа или решения соответствующего органа государственной власти о награждении либо о наличии решения о передаче полномочий или поручения соответствующего органа государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации администрации упомянутых организаций о награждении конкретных лиц.
- награды, грамоты, дипломы общероссийских общественных организаций, Академии Наук СССР, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российского потребительского союза, органов статистики и других организаций союзного или федерального уровня принимаются во внимание при присвоении звания "Ветеран труда" в том случае, если ими были награждены лица, состоявшие в штате этих организаций или работавшие в их системе согласно записям в трудовой книжке либо заключенным трудовым договорам.
Знаки, значки, звания, почетные грамоты, учрежденные или врученные непосредственно местными (автономных республик СССР, краевыми, областными, городскими, районными) органами представительной и исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями (в том числе и общественными организациями), войсковыми частями, не относятся к ведомственным знакам отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".
Абзацем пятым подпункта 2 пункта 2 этого Положения установлено, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки отличия в труде, если ими были награждены лица, состоявшие в штате этих организаций или работавшие в их системе согласно записям в трудовой книжке либо заключенным трудовым договорам.
Таким образом, из положений части оспариваемой нормы следует, что для присвоения звания "Ветеран труда" необходимо, чтобы работник ранее состоял в штате учреждения (организации) и был награжден ведомственным знаком отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством, в том числе актами, определяющими категории граждан, являющихся ветеранами труда, в силу чего граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие соответствующий трудовой стаж в обязательном порядке признаются субъектами данного права, поскольку данное положение зафиксировано в п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Из положений ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.
Статьей 1 Федерального закона "О ветеранах" определено, что категории ветеранов устанавливаются с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда.
Для присвоения звания "Ветеран труда" необходимо наличие орденов, медалей, почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде, а также наличие трудового стажа, необходимого для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также продолжительный, добросовестный труд, многолетняя, плодотворная работа в системе министерств и ведомств.
Положения Трудового кодекса Российской Федерации регулируют общественные отношения в сфере реализации права граждан на труд путем заключения трудовых договоров и, как следствие, выполнение работником работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы.
Таким образом, определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде.
Указанных выше условий применительно к деятельности работника, выполняющего работу по гражданско-правовому договору, Трудовой кодекс Российской Федерации не предъявляет в силу особенностей такой работы, регулирование которой предусмотрено иными нормами права.
Системный анализ толкований положений норм трудового законодательства (в том числе ст. ст. 15, 16, 57), ст. ст. 1 и 7 Федерального закона "О ветеранах" позволяет сделать вывод о том, что труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании (штате организации (учреждении и т.д.)).
Сравнительный анализ содержания оспариваемого абзаца пятого подпункта 2 пункта 2 Положения и ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" свидетельствует о том, что оба нормативных правовых акта предусматривают одинаковые обстоятельства отнесения гражданина к категории "Ветеран труда".
В силу ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемый абзац пятый подпункта 2 пункта 2 Положения не сужает круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами по сравнению с установленным федеральным законом, поскольку устанавливает порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", в связи с чем доводы заявителя о фактическом сужении государственным органом исполнительной власти Республики Карелия лиц, относящихся к категории ветеранов труда, награжденных ведомственными знаками отличия, являются несостоятельными и не могут быть приняты во внимание.
Содержание оспариваемой нормы отвечает принципу определенности и не предполагает его неоднозначного толкования правоприменителем.
С учетом вышеизложенного судом не установлено нарушений порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, касающихся не только полномочий Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, но и установленной процедуры принятия, формы, в которой Министерство вправе принимать нормативные правовые акты, а также предусмотренных правил введения его в действие.
Таким образом, абзац пятый подпункта 2 пункта 2 Положения "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия № 397 от 9 июня 2006 г., в части слов "в том случае, если ими были награждены лица, состоявшие в штате этих организаций или работавшие в их системе согласно записям в трудовой книжке либо заключенным трудовым договорам" не противоречит Федеральному закону "О ветеранах" или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
При таких обстоятельствах требования П. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления П. о признании противоречащим абзаца пятого пункта подпункта 2 пункта 2 Положения "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия № 397 от 9 июня 2006 г., Федеральному закону "О ветеранах" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия Решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2014 г.
Судья
Е.П.КУДРЯШОВА
------------------------------------------------------------------